Счетчик посещения этой страницы   Смотри и читай! |
ЧЕРНАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ ШКОЛЫ |
Помним, скорбим,   чтим... | ХУРАКАССИ ДЕНЬ ТРАГЕДИИ ЭЛЬБАРУСОВО |
Александрова Е.А. Галина АРХИПОВА Аркадий ВОЛКОВ | Татьяна АНДРЕЕВА Фаина БЕЛОВА Галина ВОЛКОВА | Ушедшие в вечность Тамара АЛЕКСЕЕВА Николай ВОЛКОВ | Владимир АНТОНОВ Елена ВАСИЛЬЕВА Раиса ГАВРИЛОВА | Николай АРСЕНТЬЕВ Надежда ВАСИЛЬЕВА Галина ДОБРОВА |
Итак, перенёсемся в прошлое: Чувашия,
д.Эльбарусово. 5 нояб- ря 1961 года. В тот солнечный день у всех в школе было обыч- ное перед каникулами припод- нятое настроение. Учащиеся младших классов готовились к утреннику в честь праздника Октября, старшеклассники — к вечеру отдыха. Во второй половине дня к праздничным торжествам всё было готово. Раздвинута перего- родка между двумя классами, расставлены вдоль стен и окон парты – и вот уже в образовав- шемся большом зале начался концерт. А тем временем деревню Эльбарусово окутал густой туман: будто природа хотела скрыть от людских глаз страшную картину надвигавшейся беды. Концерт шёл своим чередом. Переполненный зал – даже в рас- | пахнутых дверях толпились
зрители – живо откликался на выступления
юных артистов. В это же время в кабинете физики, отделённом от импрови- зированного зрительного зала узким коридором, учитель физики М.Н.Иритков, выполнял распоря- жение директора С.И.Ярукина, пытался вместе с двумя десяти- классниками вернуть к жизни электрический мотор, принесён- ного из холодного сарая для освещения зала. Потребовалось что-то припаять, и учитель решил разжечь плиту и разогреть на ней паяльник (в школе не было ни электричества, ни центрального отопления). Сырые дрова не загорались. Рядом стояло ведро с бензином для заливки мотора. Учитель взял ведро и плеснул в печь бензин. Пламя в печи тут же весело заплясало и мгновенно перекинулось на ведро. Учитель бросил пылающее ведро на пол. Огненная лужа растеклась в сто- | рону двери по всему кабинету, быстро распространяясь
вширь и ввысь по пролитому бензином сухому дереву пола, стен сруба. Насмерть перепуганные винов- ники беды сразу же скрылись с места происшествия: Иритков М.Н. выпрыгнул в окно, а ученики 10 класса выскочили наружу
через коридор. Мальчики исполняли матрос- ский танец, когда огненный смерч ворвался в коридор и с нара- стающим гулом устремился вперёд, к двум не загороженным партами окнам, придавив к стене первоклассников, находившихся на сцене. У окна образовалась пробка. Люди залезали друг на друга, пытались вырваться из этого ада. Малыши, ища спасе- ния, тянулись к взрослым… В зале, пышущем жаром, наполненном дымом, нечелове- ческим рёвом и воем, нельзя было ничего разобрать. Станови- лось нечем дышать. Горели стены, потолки. Дети задыхались, | выбились из сил. Вырваться наружу удалось только тем, кто был сильнее
и старше. Вскоре крыша и потолок горя- щего здания обвалилась. Плачь и стоны внутри здания утихли. Туман над пепелищем бывшей школы наполнился запахом горе- лой человеческой плоти. В тот день погибли 4 учителя и 106 детей, среди них 20 дошкольни- ков и 4 детей в возрасте 7 лет. И помочь им не сумел никто. Чуть ли не скоростью пешехода пробива- лись сквозь молочный океан непроницаемого тумана пожар- ные машины со всей округи. Более 100 семей пострадали в этой трагедии. 80 из них потеряли своих близких, в трёх семьях сгорели по 4 ребёнка, в двух семьях по три, в 17 семьях – по два, в 58 – по одному ребёнку. Семь семей остались без детей, все погибли на пожаре. Только в двадцати трёх семьях из восьми- десяти родились дети после пожара. |
Макет здания школы. Из единственного незаставленного пар- тами пятого окна (слева) спасались дети |
u v | Кабинет физики до пожара Макет части школы: 1 - актовый зал; 2 - кабинет физики. |
ПРИКАЗ министра просвещения ЧАССР о траги- ческом событии, происшедшем 5 ноября 1961 г. в Эльбарусовской средней шко- ле Мариинско-Посадского района. При- каз
№ 623, г.Чебоксары, 8 ноября 1961 г. 5 ноября 1961 года, в результате пре- ступно-безответственного отношения к охране здоровья и жизни детей со сто- роны директора школы Ярукина С.И. и учителя физики Ириткова М.Н., возник пожар в Эльбарусовской средней школе Мариинско-Посадского района, в резуль- тате которого имелись человеческие жертвы. ЧГА. Фонд 221.Опись31. Дело 52.
|
лись массовые мероприятия,
не соответствовало элементарным требованиям противопожарной безопасности:
был наглухо закрыт, завален имуществом
школы запасной выход, окна зала открывались во внутрь помещения, возле них были расставлены парты, которые не давали возможности открыть окна во время
пожара. В школе был формально составлен план эвакуации детей на случай пожара, но он не был доведен до учителей, технического персонала и учащихся школы. Ии не разу не проводилась репетиция эвакуации. Дирекция не принимала мер по обеспечению школы первичными средствами пожаротушения, предусмотренные нормами согласно приказа просвещения РСФСР №89 от 24 мая 1952 года. Бывший директор школы Ярукин С. И. вместо того, чтобы всемерно повышать ответственность каждого работника вверенной ему школы, за строгое соблюдение всех правил противопожарной безопасности, сам допускал грубое нарушение этих требований. По его указанию 5 ноября 1961 года в помещении, рассчитанном на 115 детей, проводился торжественный сбор 230 учащихся 1-6 классов, куда без надобности и без сопровождения родителей допущены также дети дошкольного возраста. В здании, где проводилось это мероприя- тие, по указанию директора учитель Иритков М. Н. ремонтировал в кабинете физики бензиновый двигатель, который был принесён из будки, специально оборудованной во дворе школы. Ярукин С. И. допустил лично недисциплиниро- ванность и самовольно, без разрешения вышестоя- щих руководящих органов народного образования, 5 ноября 1961 года объявил занятным днем в школе. Всё это свидетельствует о том, что в Мариин- ско-Посадском районе крайне неудовлетвори- тельно поставлена работа по подбору и воспи- танию директоров школ. Ещё будучи директором Перво–Синьяльской семилетней школы Ярукин С. И. показал себя с отрицательной стороны, был не выдержан в быту и допускал факты злоупотребле- |
ния служебным положением, за что и был снят с занимаемой должности. Но, не смотря на это, РОНО вскоре рекомендовал
его на должность директора Эльбарусовской
СОШ. На эти недостатки Ярукина С. И., как руководителя этой школой, были неоднократные сигналы в РОНО, но РОНО не принял своевременных мер по ним, что привело впоследствии к трагическому
событию 5 ноября 1961 года. Трагическое событие в деревне Эльбарусово выявило также запущенность воспитательной работы среди учителей в школе. Только этим можно объяснить то, что учитель физики этой школы после возникновения пожара в кабинете физики выпрыг- нул в окно, оставив там двоих учеников, более того, ради спасения своей жизни он как трус убежал из горящего здания школы, не предупредив о смертельной опасности, грозящей учащимся 1-6 классов и учителям школы, находящимся на утрен- нике. Два ученика 10 класса так же не приняли мер по предупреждению и не распространению огня по зданию школы, так как они не были ранее ознаком- лены с основными положениями инструкции дей- ствий учащихся в случае возникновения пожара. Конкретные виновники пожара в Эльбарусов- ской СОШ Ярукин С. И. и Иритков М. Н. сняты с занимаемых должностей и отданы под суд. Снят с должности заведующего Мариинско–Посадского РОНО и Матвеев П. Т. Он был исключён из рядов КПСС. Строго наказаны и другие виновники трагического события в Эльбарусово… Заседание бюро Чувашского обкома КПСС от 9 ноября 1961 года Из постановления бюро Чувашского обкома
КПСС: ”За преступное отношение к руководству школой и к судьбе вверенных школе детей директора Эльбарусовской средней школы Ярукина С.И. из рядов КПСС исключить. Принять к сведению сообщение
Министерства просвещения республики, что Ярукин с работы |
директора школы снят. За преступно халатное отношение к обеспечению противопожарной обеспечению противопожарной безопасности
в школах района заведующего Мариинско-Посадским РОНО т. Матвеева Л.Т. с работы снять и исклю- чить из рядов КПСС. Поручить Мариинско-Посад- скому райкому
КПСС изъять партбилеты у Ярукина и Матвеева, исключенных из партии настоящим
решением. Поручить Прокуратуре Чувашской АССР привлечь к уголовной ответственности
конкретных виновников гибели
учащихся и учителей школы Ярукина, Ириткова и других... Бюро ЦК КПСС по РСФСР, принявшем 15 ноября 1961 года постановление «О гибели
детей при пожаре в д. Эльбарусово Чувашской
АССР”: “Указать бюро Чувашского обкома КПСС и Совету Министров Чувашской
АССР на безответственное отношение к выполнению постановления Бюро ЦК КПСС по РСФСР о строжайшем соблюдении
правил противопожарной охраны общественных
зданий. Принять к сведению, что виновные в трагической гибели детей...
привлечены к партийной, административной
и уголовной ответственности, что приняты меры к организации похорон погибших и оказанию медицинской помощи
пострадавшим во время пожара. Для проведения занятий в указанной школе выделены приспособленные помещения. Пoручить Совету РСФСР решить
вопрос о строительстве новой школы в д. Эльбарусово. В течение ноября-декабря
961 года провести повсеместно тщательную
проверку состояния противопожарной
безопасности всех школ, детских дошкольных учреждений, клубов и других общественных зданий, как в сельской местности,
так и в городах. Запретить проведение
массовых мероприятий в зданиях, которые не отвечают установленным правилам
противопожарной безопасности”. |
Обращает на себя ещё один абзац постановления
Чувашского обкома. «Крайне низкие политико-моральные качества Ярукина
и Ириткова, выпускников Чувашского педин- ститута, - утверждается в нем, - свидетель- ствуют
о наличии серьёзных срывов в подготовке учительских кадров». Да, поведению Ярукина и Ириткова нет оправданий. Но ведь стоит задуматься о причинах, которые создали благоприятную почву для развития этих качеств. Не государственная ли политика демагогии, лицемерия, закрытости, слепого послушания того времени создала общественный фон пренебрежения морально-этическими нормами, стушевались такие органичные для учителя, такие нужные ему понятия, «как честь, совесть, долг». На пожаре в Эльбарусово лишь один учитель Ф. Чалков делал всё, что мог, чтобы вызволить детей из огненного ада. А остальные? В ходе судебного разбира- тельства (Иритков получил 10 лет лишения свободы, а Ярукин – 8) произошёл просто поразительный разговор. О нём вспоминает Игорь Фотиевич Кимстач. Тогда майор, член комиссии по расследованию обстоятельств трагедии, а ныне генерал-майор в отставке. На вопрос, как мог учитель физики не знать пожароопасных свойств бензина, ответил, что бензин с этой точки зрения его не интересовал, что он не придал значения даже предосте- режению одного из учеников. Огненный смерч так стремительно распро- странялся по школе ещё и потому, что образовался мощный, воздушный поток. Иритков выпрыгнул в окно, его помощники выбежали через коридор, наружу не закрыв двери; двери в зал, а затем и окна из зала также были открыты. Кимстач уверяет – и с ним трудно не согласиться, - что если бы у кого то из взрослых хватило мужества и сообрази- тельности хотя бы на то, чтобы закрыть двери в зал, то обрушения потолка отодвинулось бы на полтары – две минуты и число жертв могло сократиться минимум в двое. |
Так, что есть все основания подумать не только о моральных качествах
учителей, но и об обучении основам безопасности. И не только в пединститутах,
но и везде, где обучают – от детсада до университета. Напряжение росло. Народ требовал само- суда над учителем физики и директором школы, пытаясь пробиться к ним через милицейское оцепление.В те дни вся деревня была в шоке. Чтобы уберечь от умопомрачения матерей, отцов и родных погибших по домам ходили медсестры и делали им успокои- тельные уколы, давали снотворные лекарства. Великое горе угнетало и морально убивало сельчан. Последствия можно сравнить только с войной: за все четыре года Великой Отечественной войны погибло 143 человека из этой деревни, а в этой трагедии 106 учеников в возрасте от 3 до 15 лет и 4 учителя. В те годы о происшествии такого масштаба говорить не разрешалось. Власти распоря- дились похоронить погибших на следующий день после трагедии - 6 ноября - вопреки уста- новившемуся в народе обычаю – предавать тело умерших земле на третий день. Побоялись массовых беспорядков, к тому же не хотели омрачать «Великий Советский праздник» - 7 ноября. Об этом, впрочем, мало кто узнал. 110 гробов в 2 ряда опустили в одну большую яму. Стоял густой туман. При свете фар автомашин бульдозер завалил могилу. те моменты, когда трактор отходил назад, женщины, рыдая, подбегали к тому месту, где лежал гроб с останками родного ребёнка и вбивали в землю колья, чтобы не потерять, не спутать родную могилу с другими.Но колья то и дело попадали под нож бульдозера. Женщины вновь и вновь устанавливали их. |
Это событие стоит в ряду с наиболее страш- нейших трагедий с большими человеческими жерт- вами, произошедших в нашей стране. Не смотря на это, трагедии не было придано надлежащих мер по оказанию материально, моральной поддержки жертвам трагедии, их семьям. В постановлении республиканского Совмина обозначены меры помощи пострадавшим. Обещания были не очень щедрыми, но и они выполнялись плохо. Те, кто вышел из огня страдали от грозивших смертью ожогов. 22 ребёнка были отправлены в московскую клинику им. Вишневского. Но как пишет в письме эльбарусовец Аркадий Гаврилов, обгоревшие дети лечились по 10-11 месяцев. Вернулись домой инвалидами в 8-12 лет. Являются они фактически инвалидами и сейчас, на без инвалидности, без пособий и пенсии. Он называет Николая Соловьёва, Евгения Степанова, Петра Максимова, у которых не лады с руками. Да и у него самого контрактура четырёх пальцев левой руки. Однако на ВТЕК ему сказали «ты не инвалид…», и все они мучаются, но работают. Иначе как жить? Единовременную денежную помощь в размере 50-30 рублей получили 104 человека. 300 рублей – это, тем у кого сгорели четверо детей. Какой же была реальная, а не декларативная цена ребенка? Как отреагировали на события в Эльбарусово в партийно-советских кругах? Чувашские журна- листы буквально выцарапывали из архива (и сегодня архивисты очень неохотно расстаются со своими секретами) постановление бюро Чуваш- ского обкома КПСС, на котором обсуждались обстоятельства трагедии в дер. Эльбарусово, которое проходило в полной закрытости. Но, что тут скажешь? Конечно же, высшая доблесть – в выполнении указаний ЦК КПСС. Но как до них добраться? Даже в постановлении говорится о том, что из трагического происшествия в Эльбарусовской средней школе должны сделать выводы и все жители страны. Но как их сделать, если на само событие надет непроницаемый колпак секретности? |
На внутренней стороне обложки журнала протоколов выведено крупным шрифтом: «1. С полным протоколом секретного материала горкома (райкома) разрешается знакомить секрета- риат горкома(райкома), членов бюро, заведующих отделами ГК и РК КПСС, председателя исполкома, прокурора. 2. С отдельными постановлениями – зам зав отделами, инструкторов ГК и РК КПСС, заместителей председателя исполкома – только по вопросам, относящимся к их работе. Остальных товарищей знакомить с содержанием протоколов запрещается. 3. Выписки, а так же устная и письменная ссылка на протоколы заседаний бюро обкома в советском профсоюзном делопроизводстве катего- рически воспрещается… » Эльбарусовская трагедия нанесла незаживаю- щую рану. Погибшие были похоронены на ильмен- кассинском кладбище в братской могиле. Здесь на огромной белой стене висит напоминающую школь- ную доску черная плита, на которой мраморной краской написано: «Здесь похоронены – трагически погибшие в д. Эльбарусово 5 ноября 1961 года». На задней стороне монумента в семи ячейках – углублениях на металлических плитах выведены имена погибших. Напротив них – 2 ряда крестов и памятных столбов. Люди не хотят вспоминать о том раковом дне, но глядят с фотографий милые дети, стеснительные, с прищуренными глазами, живые и озорные и вопрошают: «Помните о нас?» |
Конечно, помнят, пом- нят родители, родствен- ники, учителя, сельчане. Хранятся у них самое дорогое, связанное со своими детьми. У Чалко- вой Ольги Андреевны хранится записка доче- ри Тамары, ученицы 7 класса, которая за три дня до пожара шутливо писала на уроке физики своей подруге Тане Андреевой: «Таня! Мы свою смерть оплакали. Сами себя помянули. Ты тоже помяни. Вместо водки выпей чернила… Люся когда умрет, мы придем хоронить ее. И пусть она не плачет. Мы не из преисподней. Адрес: Находящиеся у райских ворот». Кто водил рукой этой девочки? Судьба? Поче- му же она таким странным образом предупреж- дала о приближающейся трагедии и не смогла отвести беду!? |
мы вышли из пепла ИЛЬИНСКАЯ Любовь Филипповна, учитель русского языка и литературы * * * Хуракасси... хăрушă кун |
Мĕншĕн вара çак яла Панă çынсем ку ята? Ахаль мар пуль, ахăртнех, Эп пĕлместĕп мĕншĕнне. Халĕ маншăн чăннипех Хуракасси хура пек. Аса илсен, чун хть, Чĕре тапма чарăнать. Ку ĕç пулчĕ кĕркунне, Утмăл пĕрремĕш çулне - Чук уйăхĕ пуçланчĕ, Часах праçник çывхарчĕ. Пиллĕкĕмĕш числара Каникула каймалла. Пĕтĕм шкулти ачасем Хатĕрлерĕç концертсем. Акă ĕнтĕ çамрăксем, Кĕçĕн класри ачасем Урок хыççăн пухăнчĕç. Концерт лартма тытăнчĕç. Çак вăхăтра пĕр сасă Çурса ячĕ сывлăша. «Пушар» - тени янраса Пырса çапрĕ хăлхана. Ахăр самант пуçланчĕ, Пĕтĕм ача хускалчĕ. Пурте харăс пĕр-пĕрне Хĕсрĕç чурече умне. Алăк патне пырас çук, Çулăм витĕр утас çук, Ниçта кайса кĕме çук, Тĕтĕм, çулăм – сывлăш çук. Хĕссе лартрĕç пĕр-пĕрне Хускалма çук ниепле. Икçĕр ача патнелле Залра пулнă ун чухне. Пуçра шухăш мĕлтлетрĕ, Пурнăç пирĕн халь пĕтрĕ. Кунтан Никам тухаймĕ, Урăх çут кун кураймĕ. Вĕри çулăм тĕтĕмпе Уксе пĕтнĕ урайне. Аллă-утмăл ача çеç Тупнă кунта çăлăнăç. Эп те залран тухайман, Вырăнтан хускалайман. Ăса-тăна çухатнă, Темле майпа «вăраннă». Вăраннă-ши, пĕлместĕп, Халь те тăна кĕместĕп. Куçа уçрăм – пит тĕттĕм, Шатăртатнине илтрĕм. |
Пирĕн кунта пушарччĕ Эпир класран тухманччĕ. Ăçта пирĕн ачасем? Епле тухнă-ши вĕсем? Тухман, иккен, ачасем - Урайĕнче ав вĕсем. Мĕлке кăна курăнать, Нихăшĕ те хускалмасть. Эп тухасса шутламан, Хускалма та хал пулман. Выртрăм çапла шутласа, Иртнисене асăнса. Кунтан ĕнтĕ тухас çук, Текех утса çурес çук. Юлаç ачасем килте, Пичче пăхĕ вĕсене. Часах тепре ăс-пуçа Çухатăп та, иçмасса, Çунса кайăп курмасăр, Пĕçертнине туймасăр. Пурнăç шăпи урăхла Пулнă иккен ман вара Тепле тĕтĕм сирĕлчĕ, Кантăк умра курăнчĕ. Пуçра шухăш тăвăнчĕ, Тепле вăй-хал тупăнчĕ. Тăрса пăхас, тен, тухăп, Хам пурнăçа хам çăлăп. Каллех тĕттĕм, курăнмасть, Ыратни те туйăнмасть. Утрăм алă сĕмпеле, Перĕнтĕм стена çумне. Кантăк енне пăрăнтăм, Тул еннелле тайăлтăм. Епле майпа тухнине Астумастăп пĕрре те. Пĕр хĕрарăм тул енче Тăрать кантăк патĕнче. Мана туртса кăларнă, Ман пурнăçа хăтарнă. Ку - Варвара Федоровна, Ĕмĕр сывлăх пултăр ăна. Картишĕнче ман пата Пырса тăчĕ хĕрача. Ильменкасси ялĕнчен – Ятне пĕлмес халиччен. Утнă вăл манпа пĕрле Картишĕнчи хваттере. Унта кĕрсен çуçентĕм, Картишнелле тинкертĕм. |
Кантăксенчен палкаса Тухать тĕтĕм çулăмпа. Шкул тăрринче тĕтĕм çук, Ăна витнĕ тимĕр – шуç. Пуртре тăма хăрарăм, Тула тухма шутларăм. Илтĕм япаласене, Утса тухрăм картишне. Унтан тухрăм урама Кайма тăнă çырмана. Çак саманта çитиччен Ман туйăмсем ĕçлемен. Çитес çырма хĕррине, Шыва чикес алсене. Вара ăнтан эп кайнă, Çерем çине йăваннă. Çак хĕрача ман çумран Пĕр самант та уйрăлман. Эпĕ тăна кĕрессе Пăхса тăна вăл йĕрсе. Чăтма çук ыратнăран Эп хускалнă вырăнтан. Ăçта каяс, кам патне? Хĕр чĕнет хăйсем патне. Вĕсем патне виç çухрăм. Эп утайман виç утăм. Чăтмалла мар алăсем, Ыратаççĕ - пит-куçсем. Йĕри-тавра курăнмасть, Куршĕ пурт те палăрмасть. Тĕтре пулнă ун чухне, Ăнланман эп нимĕн те. Пĕтĕм урам çунать пуль, Çавăн пирки тĕтĕм пуль, - Тесе эпĕ шутланă, Ниçта кайма аптранă. Мĕнле мана хĕрача Илсе кайнă малалла? Çăмахуйне çитиччен, Эп утайми пуличчен. Урăх манăн вăй юлман, Тек малалла каяйман. Пырса кĕнĕ пĕр пурте Вашават çынсем патне. Кил хуçисем кусем, Пĕчĕк ача пур вĕсен. Пуртре ăшă, тап-таса, Сăпка тăрать çакăнса. Кил хуçи пире курса Часах укрĕ хыпăнса. Çири саппунне çурса Ячĕ алсене çыхса. |
Чупса тухрĕ урама Куршĕсемпе калаçма. Унта çынсем туллиех, Сехĕрленнĕ кашниех. Лаша кулнĕ куршĕсем Октябрьскине кайма, Пиçсе кайнă ачасене Больницăна ăсатма. Мана вара вĕсемпе Лартса ячĕç васкаса. Унта мĕнле çитнине Илейместĕп ăнкарса. Çитрĕмĕр больницăна – Халăх туллиех унта. Ачисене шыраççĕ, Сурансене çыхаççĕ. Акă ĕнтĕ манне те Çыхса ячĕç алсене. Шыçса кайнă алăсем, Хывăнмаççĕ çаннисем. Çаннисене касмасăр Хываймарĕç кофтăна. Пите-куçа çыхмасăр Сĕрчĕ марганцовкăпа. Палаттăсем лăк тулли, Вырăн та çук ман валли. Коридорах кроватьне Лартрĕç кантăк çывăхне. Врачсем çитрĕç Мускавран, Чĕннĕ ав Шупашкартан. Кунĕн-çĕрĕн черетпе Пулчĕç вĕсем пирĕнпе. Вара тепĕр эрнерен Йывăр суранлисене Самолёт çине лартса Илсе кайрĕç Мускава. Çирĕм икĕ çын вара Пулнă эпир Мускавра. Пĕрине те паллас çук, Уйăрма та майĕ çук. Пичĕ-куçĕ хуп-хурах - Вĕтнĕ така пуç майлах Нихăш апат çиеймен, Вырăнтан çĕкленеймен. Çуçсем çук питсем çинче Пур туллиех куçсенче. Çăвара та уçма çук, Сасă кăларма та çук. Ир пуçласа çĕрлеччен Выртнă система çинче. Витрипе юн ячĕç пуль, Пăтпа эмель пачĕç пуль. |
Пирĕншĕн больницăра Чун-чĕререн тăрăрăшрĕç. Пĕтĕм врачсем, сестрасем Ырми-канми сиплерĕç. Питĕ йывăр вăхăтра Ярса пачĕç колхозран Икĕ маттур хĕрача Пире пăхма, пулăшма. Вĕсем Лида тата Аля, Вашават хĕрачасем. Шав каятчĕç хулана, Сиплĕ çимĕç туянма. Мĕн хĕл каçах пирĕн умран Тутлă çимĕç татăлман. Абрикос та апельсин, Ананас та мандарин. Симĕс хăяр, купăста, Тăпăрчă, çу, çăмарта… Сĕтел çинчен татăлман, Ача çисе ярайман. Тепĕр ик-виç уйăхран Хăшсем тăчĕç вырăнтан. Ялтан килнĕ хĕрсене Вара ячĕç килсене. Сывалма пуçланисем Пулăшрĕç ыттисене. Апат-çимĕç çитерме, Эмельсене ĕçтерме. Ак çуркунне çывхарчĕ, Чылай ача сывалчĕ. Йывăртарах пулнисем Тухрĕç июньте вĕсем. Çакă пирĕн çĕршывра Ырă çынсем сахал мар. Вĕсен ырă кăмăлне Нихăçан та манас мар. Пире çăлнă çынсене Чун-чĕререн тав тăвар. Пурте ырă пулсассăн Нимле инкек хăруш мар. Ыр çынсем, тавах сире! Пулăшнăшăн инкекре. Сывлăх пултăр пуçăрта, Телей пултăр пурнăçра. 1994 çул, чук уйăхĕ. Мускавра пăхнă врачсем: Шрайбер Михаил Израилевич – тĕп врач Долгина Маргарита Исаковна Шляпцев Илья Петрович … Станислав Константинович e f |
мы вышли из пепла АЛЕКСЕЕВА Клавдия Алксеевна, учитель музыки |
мы вышли из пепла ГРИГОРЬЕВА Варвара Федоровна, учитель начальных классов |
Эпĕ кĕçĕн классене вĕрентекен пулнă, иккĕмĕш тата тăваттăмĕш классене ертсе пыраттăм. Уроксем хыççăн концерт пуçланчĕ. Ман хĕр Надя (6 çулта) Иван Ивановичсен Тамарипе концерт курма килнĕ. Вăл Елена Александровна арки çинче ларнă. Сисмен çĕртен зала питĕ пысăк хăвăртлăхпа çулçăм кĕчĕ. Нимĕн те астумастăп. Куçа уçрăм. Тулалла тухрăм. Урамра ыттисемпе пĕрле кантăк патне пыракан ачасене турта– турта кăлартăмăр. Шкул патне пырас çук. Питĕ пĕçертет. Ун чухнех миçе çынна туртса кăларнине пĕлмен. Кайран çăлăннисем хăйсем пĕлтерчĕç. Кам пушар хыççăнах: хăшĕ-пĕри боль- ницăра кун пирки каларĕç. Вĕсен шут- не Васильев Валера, Васильева Аля, |
Данилова Августина, Кураков
Вита- лий, Степанов Женя, Клавдия Алек- сеевна, Любовь Филипповна кĕреççĕ? Астров Михаил Васильевич та тепĕр кантăк патĕнче пулнă. 7 ача кăларнă…
Пушар хыççăн хамăн ачасене шырарăм. Çынсенчен: «Курмарăр-и?» - тесе ыйтрăм. Тупаймарăм. Килелле кайрăм. Çул çинче ферма ветеринарне Волкова Марийăна тĕл пултăм? Витрепе пулă çăвĕ илсе тухнă пулнă. Манăн алăсене хăвăртрах сывалччăр тесе пулă çăвĕ çине чиктерчĕ. Гальăна, Альăна, Надьăна тупай- марăм. Люсьăна Гаврилов Анатолий хăтарнă. Эпĕ йĕртсе пыракан иккĕмĕш класра 4 ачаран 4 ача, тăваттăмĕш класра 7 ачаран 6 ача чĕрĕ юлнă. |
мы вышли из пепла ИВАНОВ Владимир Сергеевич, ученик 5 класса |
мы вышли из пепла Гаврилов Аркадий Михайлович, ученик 6 класса ********************** Михайлова Тамара Тихонова, ученица 6 класса
|
ДОЛГОЕ МОЛЧАНИЕ |
Ирхине... Хĕвеллĕ те хитре кун. Çанталăк ăшă. Юлашки вĕренÿ кунĕ. Шкул ачисем, каникула кайма хатĕрленнĕскерсем, питĕ савăнăçлă. Çакна пула шкулта утренник ирттерме йышăннă пулнă. Кăнтăрла иртсен
таврана тĕтре карса илчĕ. Пирĕн, улттăмĕш класăн, çав кун юлашки икĕ урокĕ - труд урокĕсем. Эпир çырма хĕрне хăмла çырли лартрăмăр. Аслă класри ачасем бензин йăтнине
курнăччĕ. Мĕн тума кирлине пĕлмен. Уроксем хыççăн шкула кĕтĕмĕр. 1-7 классем утренник хатĕрленĕ пулнă. Халăх питĕ нумай, кам ăçта ларма пĕлнĕ, çавăнта ларнă. Виççĕн: Лесников Виктор Николаевич (1951 ç.): Гаврилов Геннадий Витальевич (1952 ç.) тата эпĕ пĕр парта çине лартăмăр. Генăна ашшĕ укçа парса янă та, вăл тек каллĕ-маллĕ буфета чупатчĕ. Сасартăк питĕ хытă çухăрса
яни илтĕнчĕ. Çулăм кĕчĕ. Тăн çухатрăм... Такам туртса кăларчĕ, асту- мастăп. Директор:
«Кантăксене ан ватăр», - тенине астăватăп.
Медпункта кайрăмăр. Наçтаç аппа, мед- работник: «Мĕн тăвайратăп эпĕ сире: Октябрьскине каймалла», - терĕ. Çав кунах пире Октябрьскине машинпа леçрĕç. Унта эпĕ ултă кун тăнсăр выртнă, Октябрьскинчен
Шупашкара, унтан Мускава леçрĕç. Унти Вишневский ячĕпе хисепленекен хирурги
институтне 27 çын кайнă (4 учительница,
23 ача). 1962 çулта август уйăхĕнче каялла
таврăнтăм. |
В 1961 году я училась в 6-ом классе. Занималась
в хоровом кружке и в этот праздничный
день пела в хоре. После выступления директора Самуила Ивано- вича начал выступать хор. Было всем очень весело. С большим настроением мы пели, читали стихи, танцевали. И вдруг из двух дверей начал валить черный дым и огонь. И сразу стало горячо, темно. Поднялся такой пронзительный страшный крик, все разом рванулись к окну. Я стояла в хоре как раз рядом с окном. Хором аккомпанировал наш деревенский парень Андреев Иван Андреевич. Он сразу разбил окно баяном. Меня сзади толпа прижала к подоконнику. Я не могла залезть на подоконник. в какую-то секунду меня отпустили и я вывалилась наружу. Почти сразу за мной вышел огонь из окон и начало все гореть с треском, воем, пламя охватило всю школу. Сначала я стояла ничего, не понимая, в шоке, потом почувствовала боль в левом плече и стало страшно. Я побежала домой с криком. Меня родители в больницу не отдали, лечили дома, и ходила на перевязку в медпункт. В школу долго не ходила. Помню, летом пострадавших детей повезли в пионерский лагерь в Чебоксарском районе. |
материнское горе ИВАНОВА Лидия Ивановна, мать четырех сгоревших детей |
материнское горе ЛЕСНИКОВА Римма Васильевна, мать четырех сгоревших детей |
Вырсарни кун. Эпир Октябрьскине хăмла пама кайнăччĕ. Килетĕп хайхи. Пире хирĕç Пушар Иванĕ тискерле пиçсе кайнă ачасене лаша урапи çине |
лартнă, больницăна
каять. Хуп-хура хăйсем. Мĕн пулнă çаксене? Шкул çуннă пулнă иккен, ачасам те çуннă. Чĕре карт турĕ. Эпир шкул çывă- хĕнчех пурăннăран тин çеç туса пĕтернĕ çурта пушар тивесрен те шикленетĕп–ха çав вăхăтра. Пÿрт тăрринче пĕр арçын ларать. «Ман ачасем пур–и?» - тетĕп. «Пур, тин çеç кĕрсе тухса кайрĕç-ха», - тет. Мана лăплантарас тенĕ ĕнтĕ. Тĕттĕм пулчĕ. Ачасем çук. Алевтина, Николай, Галина, Людмила та таврăнмарĕç... Çунса кайнă тĕпренчĕкĕсене курсан тин йăванса кайнă. Упăшкам та вилчĕ. Пĕр пĕччен пурăнатăп. Пĕри те пулин сывă юлнă пулсан та чĕрере çăмăлрах пулĕччĕ халĕ... |
материнское горе БЕЛОВА Зинаида Егоровна, мать сгоревшей дочери |
материнское горе ЕРМОЛАЕВА Александра Яковлевна, мать сгоревшего сына |
Эпĕ ун чухне Октябрьскинче медработница
пулса ĕçленĕ. Çав кун ыттисем пекех концерт курма кайрăм. Çак хăрушă ĕç питĕ хăвăрт пулса иртрĕ. Эпĕ шкулта коридорта тăраттăм. Тĕтĕм явăнса тухрĕ, хуп-хура, хĕп-хĕрлĕ. Пире, коридорта тăракансене, такам хуса кăларса
ячĕ. Эпĕ хĕрĕме, пĕрремĕш класри Фаинăна,
алăкран туртса илме пултараттăмччĕ, анчах ăна çăлаймарăм. Урамра: «Ачасем юлчĕç вĕт пирĕн», - тесе кăшкăрса ятăмăр. Шала çеç мар, патне те пыма май çук. Икĕ кантăкран ачасене турта-турта кăларнă, кантăксене те çулăм ярса илнĕ. Ачасене пушартан
кăларма май çук!.. |
Скорбим вместе с 80 семьями, потерявшими детей и близких |
Тÿпери кăвар сапаланчăкĕсем реквием |
очевидцы рассказывают ПРОХОРОВ Иван Прохорович, бывший директор Эльбарусовской школы |
очевидцы рассказывают МИХАЙЛОВ Владислав Михайлович, бывший директор Эльбарусовской школы |
Я, офицер Советской Армии, в то время служил в Белоруссии. О трагедии узнал в тот же вечер 5 ноября 1961 года. Пришёл после дежурства, разделся и включил приёмник. В 23 часа ночи «Голос Америки» сообщил: «...в деревне Эльбарусово коммунисты сожгли детей». На следующий день я выехал на Родину. Проститься с земляками не успел. Их похоронили 6 ноября до Великого Октябрьского праздника. |
очевидцы рассказывают НИКОЛАЕВ Михаил Николаевич, бывший ученик школы, учтель физической культуры |
очевидцы рассказывают АНДРЕЕВ Владимир Андреевич, бывший учитель ОБЖ, рисования и музыки |
Потом качал воду из колодца, чтобы потушить
пожар. Трудно вспоминать. После пожара начал вытаскивать сгоревших детей.
Ложили |
В то время я учился в техучилище г.Чебоксары. На выходные приехал домой
в деревню. Вечером 5 ноября я вышел в огород и услышал звон пожарного колокола. Был густой туман, в трех шагах ничего не видно. Я выбежал на улицу и услышал чей-то крик: «Школа горит!» Я побежал в сторону школы, недалеко от неё встретил обгоревшую девочку. Это была старшая дочь Григорьева Аполлона Григорьевича. Добежал до школы и увидел страшную картину: из окон классов вырывается пламя, пройти было невозможно. Я стал помогать тушить пожар, качать ручной насос. Тут командовал Василевский Г.М.(житель деревни Эльбарусово). Мы
| направляли струю воды в окна зала и выносили
тела ребят, пока выносили 1-2 детей, огонь снова бушевал, опять качали и вытаскивали тела ребят. Работающих было мало, кругом кри- чали люди, рыдали родители
обучаю- щихся. Тут рухнула железная крыша и покрыла все как большой зонт. Уже подойти было невозможно. Вынесен- ные тела сложили по кругу, все стали искать своих детей. Но уже стемнело. На другой день стали привозить гробы. У моего дяди Чалкова Ф.М. сгорело четверо детей, обоих родите- лей увезли в больницу. Я помог уло- жить детей в гроб. Потом поехали на кладбище, где похоронили всех погиб- ших в братской могиле.
| Я за несколько дней раньше до пожара приехал из Куйбышева (там учился в УМСХ №4). Хорошо помню тот день. Моя сестра Таня спешит на концерт, а я немного опоздал,
гладя свои брюки. На улице послышались
шаги и голоса. В тот день был сильный туман, поэтому видимость была плохая. Мой дом находился в 100 метрах от школы. И я ничего не видел, лишь услышал громкий треск, похожий на выстрелы. Прибежал
на место пожара. Вся школа охвачена
пламенем. Первым нашим действием по приказу администрации было спасение архива школы. Услышали крики женщин: «Горят дети!». Зашли в здание и ползком по коридору начали передвигаться к залу, но вышли обратно, так как все было охвачено пламенем.
| их рядами на спортплощадке. Было темно. Вечер… Только утром я смог узнать сестру по мало заметному очертанию
лица. Всюду был слышен негромкий плач. Многие родители узнали своих детей,
а некоторые, не смотря на все усилия, не смогли найти своих детей. То утро 6 ноября начали привозить гробы на машинах.
После этого случая долгое время не были слышны детский смех и веселье, народ
был злым. Во многих семьях больше никогда не было детей. Всю зиму строили школу. На месте трагедии и вокруг были посажены тополя в память по- гибшим. С 70-го года начал ухаживать с помощью учащихся за территорией бывшей школы. Делали клумбы, сажа- ли цветы. По инициативе Чалкова Федора Ефимовича поставили ограду. |
очевидцы рассказывают СЕМЕНОВА (Иванова) Лидия Ивановна, бывшая ученица школы |
очевидцы рассказывают Алевтина АБРАМОВА, медсестра республиканской больницы |
В тот день в административном здании республиканской больницы шел праздничный
вечер , и было нам всем , медсестрам
травматологического отделения по двадцать лет. Вдруг объявили об этом страшном происшествии. Несколько медсестер во главе с зав. отделением Н.А.Ананье- вым быстро выехали на место трагедии, а остальные отправились в отделение готовить места для обожженных детей. Всех, за исключением тяжелобольных, выписали и отправили домой; приготовили палаты для приема пострадавших из д. Эльбарусово. К утру стали поступать дети в тяжелом состоянии. Без слез нельзя было смотреть на них, почти у всех обгорели головы и руки. Был мальчик, Леша, лет 4-х, с обожженной спинкой, по-русски он говорить не умел , а по-чувашски очень подробно объяснил, каким образом он спасался от огня, говорил, что очень быстро бежал к двери, а потом упал, и люди наступали на его руки и ноги. Как его не затоптали и каким образом он все-таки выжил - он уже не помнил. |
Тридцать лет спустя... Публичный день памяти |
Минуло тридцать лет с того страшного, черного дня в исто- рии Эльбарусовской СОШ – 5 ноября 1961 года. Неслыханная трагедия унесла детей, учителей, школу в одночасье. О ней сейчас пишут многие газеты,
подробности известны всем. Однако тогда и в последующие годы об этом долго молчали. А народ помнит. Родители, учителя, оставшиеся в живых учащиеся давно хотели увековечить эту трагедию. Попытки что-либо предпринять со стороны местных жителей по решению этого вопроса натыкались на недоумение и даже запрет со стороны местных властей. Только 5 ноября 1991 года благодаря «горбачёвской гласности», по инициативе учителей школы и лично организатору школы по ВВР В.И.Беловой (см. фото 1), впервые была публично отмечена эта дата. Собрано много доку- ментальных материалов, фотографий, рассказов очевидцев, на месте пожара состоялись митинг и панихида. Мнения выступаю- щих и присутствующих сводились к одному, чтобы день траге- дии официально был признан днём памяти, увековечить эту трагедию, создав памятник. Здесь же учителя, жители деревень, родственники сгоревших стали собирать деньги на строительство памятника. Под руководством историка школы П.Н.Ивановой началась поисково-исследовательская работа с учащимися об этом собы- тии. Учащиеся Коротаев Олег и Ермолаев Дмитрий выступили с собранными материалами на районной и республиканской кон- ференциях творчества молодёжи и школьников. В районных и республиканских газетах стали появляться публикации. Выпол- няя порученный от сельчан наказ, депутаты Госсовета Чуваш- ской Республики, представляющие Мариинско-Посадский и Ур- марский районы, - А.Тимофеев и Г.Петров образовали рабочую группу по проведению акций памяти. Был объявлен конкурс на | лучший проект будущего памятника, открыт благотворительный расчётный счет №700911 в Мариинско–Посадском отделении Агропромбанка.
Тысячи людей – рабочие, крестьяне, служащие, учащиеся, пенсионеры стали делать взносы в этот районный фонд. Общий порыв захватил и некоторых коммерсантов. Горячо откликну- лись на эту акцию и деятели искусства: в Мариинско–Посадском районе прошли благотворительные концерты, выступали попу- лярные чувашские певцы Елена Османова, Виталий Адюков, Александр Мингалёв, детский ансамбль «Эревет», поэт Порфи- рий Афанасьев. Пожертвования на возведение памятника быст- ро пополнялись. На счёт фонда Правительство Республики внес- ло 20 млн. рублей, Министерство образования - 2 млн. рублей, представитель Азербайджанской Республики А.Абасов - 1 млн. рублей, турецкая делегация - 500 тыс. рублей, фирма «СУОР» предоставила мрамор на строительство памятника на сумму 5 млн. рублей. И многие люди, организации внесли свой посиль- ный вклад в это благородное дело. |
Открытие памятника |
СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТИЯ ПАМЯТНИКА ЖЕРТВАМ ТРАГЕДИИ (д. Эльбарусово) 12 НОЯБРЯ 1994 ГОДА 1) 10ч.45 мин - Сбор участников у входа Эль- барусовской средней школы. 2) 10ч.45мин.–11ч.00 мин. – Шествие к месту памятника. 3) 11ч.00мин. – Начало официальной торжест- венной части. Открытие памятника. 4) 11ч.00–11ч.05мин. – Слово председателю по сооружению памятника – зам. главы райадмини- страции Гусарову Л.В. 5) 11ч.05мин.-11ч.15мин. – Слово вице-прези- денту и председателю Кабинета Министров ЧР Аблякимову Э.А. 6) 11ч.15мин.–11ч.20мин. – Слово главе сель- ской администрации Терентьеву В.И. 7) 11ч.20мин.–11с.25мин. – Слово министру народного образования, науки и высшей школы Морозову Р.Н. 8) 11ч.25мин.–11ч.30мин. – Слово ветерану войны, участнику тушения пожара Орлову Михаилу Николаевичу – у него в пожаре сгорела дочь. 9) 11ч.30мин.–11ч.35мин. – Слово председа- телю комитета по вопросам деятельности органов местного самоуправления и общественного объеди- нения. 10) 11ч.35мин.–11ч.40мин. – Выступление директора Эльбарусовской средней школы Михай- лова В.М. 11) 11ч.40мин.–11ч.45мин. – Слово скульп- тору–автору памятника Нагорнову В.П. Открытие памятника жертвам трагедии (об открытии памятника объявляет Гусаров Л.В.). 12) 11ч.45мин.–11ч.55мин. – Салют, гимн ЧР, минута молчания, реквием. 13) 11ч.55мин.-12ч.00мин. – Возложение вен- ков, цветов и выступление учащихся на фоне коло- кольного звона. | Состав разрезающих ленточку: Аблякимов
Э.А. (вице-президент и председатель КМ); Петров В.Г. и Тимофеев В.А. (депутаты Госсовета); Юдин А.Т. (глава райадмини- страции); Терентьев В.И. (глава
Эльбарусовской сельской администрации);
Нагорнов В.П. (скульптор). ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКА Митинг по случаю торжественного открытия памятника прошел 12 ноября 1994 года. На митинге присутствовали: вице-президент – председатель Кабинета ЧР Аблякимов Энвер Аблякимович, министр образования, науки и высшей культуры и по делам национальностей ЧР Иванов Виталий Петро- вич, глава Мариинско-Посадской районной админи- страции Юдин Алексей Тимофеевич, председатель кабинета общественных объединений Госсовета Чувашской Республики Тимофеев Вячеслав Алек- сандрович, депутат Госсовета Чувашской Респуб- лики, директор спиртзавода Петров Валерий Гри- горьевич, председатель Президента Госсовета РФ в Чувашской Республике М.С.Тимофеев, заместитель председателя Госсовета Кушков А.И., директора школ района, главы сельских администраций, пред- ставители общественных организаций. Митинг открыл и вел председатель оргкомитета по сооружению памятника, заместитель главы райадминистрации Гусаров Леонид Васильевич. Все вышеназванные лица выступили на митинге с краткой речью. В заключении выступил директор Эльбарусовской средней школы Михайлов Владислав Михайлович. Также выступил автор памятника Нагорнов В.П. Председатель оргкомитета Гусаров Л.В. объявил об открытии памятника. Ленту разрезали председатель Аблякимов Э.А., депутаты Госсовета Петров В.Г., Тимофеев В.А., глава райадминистрации Юдин А.Т., глава сельской администрации Терентьев В.И., скульптор Нагорнов Владимир Порфирьевич. В это время звучит гимн ЧР, производится салют, исполняется реквием. Выступают учащиеся на фоне колокольного звона, возлагаются цветы и венки. |
Памятник жертвам страшной трагедии НАГОРНОВ Владимир Порфирьевич, заслуженный художник Чувашии и Башкортостана, скульптор |
"Реквием посвящаю заживо сгоревшим..." ЗАЛОГИН Олег Владимирович, автор реквиема |
Слово автора книги ИВАНОВА Полина Никаноровна, учитель истории Эльбарусовской школы |
Обращение к читателю
АКСАКОВ Анатолий Геннадьевич, депутат Государственной Думы Российской Федерации |
ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ! Ты держишь в руках необычную книгу. Она написана памятью сердца, которое не перестает переживать трагическое событие ноября 1961 года, разделившие историю жизни села Эльбарусово на «до» и «после». В этой книге собраны свидетельства и документы очевидной халатности, «вечного авось» взрослых, казалось бы, очень ответственных людей, в результате которой с праздничного школьного вечера домой не вернулось 106 детей. На многие годы затихли улицы деревни, по которым некому было бежать впри- прыжку за катящимся обручем. Некому было, выскочив за калитку, крикнуть соседским ребятишкам: «Пошли играть!». В десятках дворов долгие годы не звенят детские голоса. Слишком велика боль потерь, быстро состарившая и мужчин и женщин. Эта книга – мой человеческий долг перед эльбарусовцами, перед каждой семьей, перед каждым погибшим ребенком, который не осуществил свои детские мечты во взрослой жизни, а словно маленький стриж прервал свой прекрасный полет в небе. Эта книга предостережение всем нам, взрослым, которые всегда должны помнить о своей ответственности за настоящее и будущее наших детей. Благодарю тех, кто был причастен к подготовке этой книги к изданию. |